AAAAA A A А x

Информация о реализации государственного контроля за объектами ТЭК в 2021 году

Информационно-аналитические материалы

о состоянии и проблемных вопросах антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса Вологодской области

за 2021 год.


  1. Статистическая часть


п/п

Наименование показателя

2019

2021

1.

Общее количество проведенных проверок

40

28

1.1

из них

количество проведенных плановых проверок

25

7

1.2.

количество проведенных внеплановых проверок

15

21

2.

Общее количество выявленных нарушений обязательных требований

404

128

2.1.

в том числе

к построению системы физической защиты объекта

18

7

2.2.

к инженерно-техническим средствам охраны

386

121

2.2.1.

из них

к инженерно-техническим средствам защиты

269

88

2.2.2.

к системе охранной сигнализации объекта

36

12

2.2.3.

к системе сбора и обработки информации

0

0

2.2.4.

к системе контроля и управления доступом

1

2

2.2.5.

к специальным техническим средствам досмотра

19

5

2.2.6.

к системе охранной телевизионной

17

1

2.2.7.

к системе оперативной связи

1

0

2.2.8.

к системе охранного освещения

24

8

2.2.9.

к системе оповещения

13

4

2.2.10.

к системе электропитания

6

1

2.2.11.

иных

0

0

3.

Общее количество выданных предписаний об устранении нарушений в обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК

25

7

4.

Общее количество составленных в отношении должностных лиц протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.30 КоАП

22

13

5.

Общее количество административных наказаний, назначенных судебными органами по итогам плановых проверок

13

4

6.

Общее количество составленных в отношении должностных лиц протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП

9

19

7.

Общее количество административных наказаний, назначенных судебными органами по итогам внеплановых проверок

7

15

8.

Общее количество штатных единиц по должностям, предусматривающим функции по федеральному государственному контролю (надзору)

5

5


II. Аналитическая часть

Порядок организации и проведения проверок объектов топливно-энергетического комплекса1 регламентируется Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов ТЭК» и раскрывается положениями постановления Правительства РФ от 20 октября 2016 г. № 1067 «Об утверждении правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и её территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК»:

Согласно п. 3 раздела I данного постановления государственный контроль (надзор) осуществляется путем проведения документарных и выездных проверок, которые могут носить плановый и внеплановый характер.

Согласно п. 9 раздела II - плановая проверка в отношении объектов ТЭК проводится не чаще одного раза в год для объектов высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки.

Согласно п. 19 раздела III - основаниями для проведения внеплановой проверки являются:

а) истечение срока исполнения выданного предписания об устранении выявленных нарушений;

б) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинении вреда жизни, здоровью людей, безопасности государства, повреждении или об уничтожении имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества вследствие совершения акта незаконного вмешательства либо угрозы его совершения, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом ТЭК требований обеспечения безопасности;

в) распоряжение руководителя (лица, его замещающего) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданное в соответствии с поручениями и указаниями Президента Российской Федерации, поручениями Правительства Российской Федерации.

За 2021 год сотрудниками отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Вологодской области проведен комплекс мероприятий по осуществлению контроля за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, в соответствии с Планом проведения Управлением Росгвардии по Вологодской области плановых проверок на 2021 год согласованного с руководителем антитеррористической комиссии Вологодской области.

На территории Вологодской области расположено 53 объекта топливно-энергетического комплекса, включённых в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Вологодской области, подлежащих категорированию.

В настоящее время 53 объектам присвоена категория опасности (средняя категория – 2, низкая категория – 51).

Справочно:

- 2 объекта средней категории опасности;

- 51 объект низкой категории опасности, из них 18 линейных объектов.

Совместно с антитеррористической комиссией Вологодской области разработан и 30 июля 2020 г. утверждён План проведения плановых проверок объектов ТЭК. В 2021 году Планом предусмотрено проведение 8 проверок объектов данной категории в период с марта по декабрь текущего года, из них: низкой категории опасности – 6 объектов, средней категории опасности – 2 объекта. Форма проведения указанных проверок – выездная.

В отчетном периоде 2021 года сотрудниками Отделения проведено 7 плановых выездных проверок в отношении объектов ТЭК (100% от запланированных в отчетном периоде), вынесено 7 предписаний руководителям объектов ТЭК, в аналогичном периоде 2019 года таких предписаний выдано 25, 128 выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, в 2019 году выявлено 404 нарушения.

Вместе с тем, в отчётном периоде 2021 года проведены 21 внеплановая проверка объектов ТЭК (по контролю за устранением ранее выданных предписаний), что на 11 проверок больше чем в аналогичном периоде 2019 года.

В 2021 году по результатам плановых и внеплановых проверок в отношении должностных лиц составлены: 13 протоколов об административном правонарушении по ст. 20.30 КоАП РФ («Нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса»), в 2019 году таких административных протоколов составлено 22.

Также в отчетном периоде 2021 года было составлено 19 протоколов по ст. 19.5 КоАП РФ («Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства»), в 2019 году таких административных протоколов составлено 9.

Материалы проверок объектов, на которых выявлены факты неисполнения в полном объеме в установленный срок выданных Управлением Росгвардии по Вологодской области предписаний, направлены в Прокуратуру Вологодской области для подготовки прокурорами городских и районных прокуратур материалов и обращений в суды по территориальной подсудности.

Кроме того, в целях понуждения субъектов ТЭК к устранению недостатков, на объектах где были выявлены нарушения и выданы предписания, налажено межведомственное взаимодействие с АТК муниципальных образований Вологодской области.

По итогам рассмотрения антитеррористическими комиссиями вопросов по обеспечению безопасности объектов ТЭК субъектам ТЭК предписано привести объекты в соответствие с требованиями Правил и проинформировать антитеррористические комиссии о выполнении мероприятий.

В рамках профилактических мероприятий по антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в отчётном периоде 2021 г. сотрудниками Отделения государственного контроля Управления Росгвардии по Вологодской области выдано 2 предостережения (Вологодская нефтебаза общество с ограниченной ответственностью «Лукойл — Центрнефтепродукт»), филиал АО «Системный оператор Единой энергетической системы» «Региональное диспетчерское управление энергосистемы Вологодской области») о недопустимости нарушения обязательных требований установленных федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

За отчётный период 2021 года сотрудниками Отделения было принято участие в:

- 35 судебных заседаниях по защите обоснованности своих действий при их обжаловании субъектом объектов топливно-энергетического комплекса, юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны, в порядке установленном законодательством Российской Федерации;

- 3 комиссиях по актуализации паспортов безопасности объектов топливно-энергетического комплекса (АО «Транснефть);

- проведено 26 рабочих встреч с представителями субъектов ТЭК.

- проведено 1 совещание с представителями субъектов топливно-энергетического комплекса, с целью рассмотрения вопросов об итогах осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, а так же обсуждались проблемные моменты, возникающие в процессе деятельности.

Основными типичными нарушениями, выявляемыми в ходе проверок являются:

- нарушения обязательных требований к инженерно-техническим средствам защиты;

- нарушения обязательных требований к системе охранной сигнализации;

- нарушения обязательных требований к системе охранного освещения.


Рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься субъектами ТЭК в целях недопущения данных нарушений.


В качестве рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения наиболее типичных нарушений, выявленных подразделением государственного контроля в 2021 году, следует считать выполнение субъектами ТЭК мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения законодательства в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также приведение системы физической защиты объектов в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 458дсп «Об утверждении Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса».

С целью своевременного выявления недостатков в антитеррористической защищенности объектов ТЭК субъектам ТЭК необходимо обеспечить проведение комиссионных обследований объектов, находящихся в их ведении, в соответствии с требованиями законодательства РФ.



ОГК Управления Росгвардии по Вологодской области

1 Далее – «ТЭК».